Призраки каналов Болоньи

Судоходная Болонья – с каналами, кораблями и водяными мельницами – представляете ее такой? Лично я с трудом: в голову упорно лезут башни, портики и тарелка тортеллини в бульоне.

Однако вплоть до 50-60-ых гг прошлого века в городе функционировали несколько каналов, искусственно пущенных от рек Рéно и Сáвена. Благодаря им работали больше сотни шелкопрядильных мельниц, лодки ходили в Адриатическое море, шла торговля рисом, оружием и шелком, а в XIII веке болонский флот даже «сделал» венецианцев в сражении на реке По.



Всего через Болонью проходило четыре канала:


  • Рéно (Reno) – перехватил имя у реки. к слову, названия рек Рено, Рона и Рейн образованы от одного корня. это слово-прародитель у древних греков означало течение, бег воды, и по всей видимости являлось ономатопеей (звукоподражанием): как слышали шум реки, так слово и записали. этот же корень прослеживается в идиоме Panta rei – все течет, все проходит, изменяется.


  • Каватиччьо, или Каватиццо на диалекте. это самый бурный и оттого самый мутный канал. именно на нем располагался порт Болоньи с таможней и складом драгоценной соли. 


  • Канал с мельницами, Canale delle moline – шел параллельно Каватиччьо и запускал полтора десятка мельниц. в центре Болоньи по сей день существует Via delle moline


  • Navile: в районе железнодорожного вокзала Каватиччьо и Канал мельниц, сливаются обнявшись будто две сестры в единый поток – и имя ему Navile. navile, или naviglio, означает "судоходный" – именно этот канал сообщал город с Адриатическим морем (точнее, с рекой По, а уж она свое дело знала).   


Кто бы, черт побери, мог об этом знать!

Забудем на минуту о каналах. Кроме них,  в Болонье несколько десятилетий существует писательская коммуна Wu Ming (черт его знает, что это значит): они пишут книги сообща, соблюдают анонимность, выступают от имени Wu Ming и так же подписывают книги, выкладывают все творчество в открытый доступ (принцип copyleft – противоположный copyright'у) – однако параллельно издаются в Einaudi и парадоксальным образом что-то зарабатывают на продажах. Пик индивидуальности по правилам коммуны – подписаться не Wu Ming, а добавить свой порядковый номер. Раньше участников было пятеро, а сейчас трое. Судьба двоих выбывших нас встревожила (десять негритят отправились обедать…), но оказалось, они просто решили выйти.


Wu Ming изучают историю Болоньи и проводят творческие прогулки по городу и окрестностям – зовут, как правило, тоже артистов, чтобы в процессе «родить» новый арт-объект смешанного жанра (их литературные произведения – микс фикшна, путеводителя, справочника, учебника истории, пьесы). И вот, благодаря тому, что жена нашего профессора – также преподавательница университета в Париже – дружит с Wu Ming 2, для нас, студентов-итальянистов, устроили такую прогулку вдоль бывших болонских каналов.

Wu Ming 2 (справа)


Мы стартовали в 9.30 на улице Riva del Reno («набережная Рéно» – так назывался один из крупных каналов), в парке на месте бывшей Королевской табачной фабрики, а и закончили в 17.00 на на железнодорожной станции Castelmaggiore. 21 450 шагов, 15 км, карман набит конфетными фантиками, пальто в колючках, в колготках дыра размером с блюдечко. «Ваше колено репрезентует болонские кружева!» – галантно заметил Wu Ming 2 (кстати, памятником мастерству кружевоплетения является бренд белья La Perla, основанный в 1954 году местной мастерицей макраме). 

Периодически мы останавливались, писатель рассказывал об этом месте, просил то прислушаться, то присмотреться. По разным данным, его зовут то ли Джованни, то ли Габриэле. Нас попросили не фотографировать лицо, т.к. коммуна повернута на анонимности, и даже в видеоинтервью участники сидят спиной к камере.



Больше половины маршрута пролегали за городом, но вот несколько мест, где турист может увидеть или услышать «призраки каналов Болоньи»:

Бывший порт, а ныне арт-район: факультет DAMS, кинотеатр Cinema Lumier, музей современного искусства MAMBo, ЛГБТ-центр Cassero и парк Каватиччьо – стоят на берегах канала Cavaticcio.

бывший портовый склад соли, а ныне ЛГБТ-центр Cassero
Пасторальный прозрачно-бирюзовый ручей – лишь симуляция, а настоящий канал, грязный и опасный, упрятали под землю. Там он приводит в действие гидроэлектростанцию и никому не угрожает заразой:

на этих фото одно и то же место; на крыше здания справа смотровая площадка, а раньше там была портовая таможня




Окошко и мосты через канал Рено – via Piella 5-9 и Via Oberdan напротив: ухоженный оранжевый центр Болоньи, мост в любовных замочках и окошко, выходящее на канал:

На близлежащей Via delle Moline, «улице мельниц», судя по старым фото, через канал были переброшены много милейших мостиков. Сейчас русло вполне читаемо, но воды уже нет – дно вымощено камнем, а каменные мосты стали дорожками к домам:

так сегодня выглядит бывшее русло Канала Мельниц, а мостики стали дорожками к апартаментам

Улица Riva del Reno – в утренние часы, когда не шумит трафик, стоя у дороги можно услышать подземные воды: там, где сейчас проезжую часть разделяет парковка, укрыт большой канал Рено – на старых фото прачки стирают в нем белье:



Если жизнь занесет вас под железнодорожный мост (я бы по доброй воле туда не возвращалась), то полюбуетесь местом, где мелкий хулиганистый Cavaticcio сливается каналом Delle Moline (мельниц, как мы помним) и образует мощный Navile (navile, naviglio означает «судоходный», от la nave – корабль, отсюда же «навигация»);

Парк Villa Angeletti – раньше там действительно была вилла, от которой остался в прямом смысле камень на камне (т.е. буквально два камня), а сейчас зеленый парк пересекает еще довольно живописный Navile;
Музей крестьянских ремесел и промышленного наследия – Via Sammarina 35, плюс-минус оттуда начинается канал с полосой суши посередине. По нему корабли курсировали из Болоньи в Адриатическое море (сейчас в это трудно поверить): по широкой стороне сильное течение несло суда в Адриатику, а по другой, поуже и с течением послабее, лошади тащили судно в город – для того и служил сухопутный «бульвар». Мы с Wu Ming 2 обсудили бурлаков на Волге, и он припомнил песню «ДубинУчка»;



Хвала дошедшему до этого места! (и в тексте, и в жизни. Поставь эмодзи, если дочитал) Здесь можно увидеть porte Vinciane – «двери Да Винчи», специальные перегородки, которые опускались, чтобы поднакопить воды в отрезке русла, и поднимались, чтобы дать кораблю пройти. Увы, самое изысканное в этих сооружениях – их название, le porte vinciane!


Можно пойти дальше в сторону моря, через луга, болотца, заросли, овраги, старый постоялый двор, красноречиво названный Malalbergo («плохая гостиница») и мост Ponte della bionda, названный в честь некогда знаменитой местной путаны, мимо замков и упрятанных алтарей. Я подумала, что облагородить бы эти каналы – за городом есть даже серный источник, можно устроить термальный курорт и ездить «на воды».



Популярные сообщения