H&M в Украине, и вообще о потреблении


пять лет назад, когда я планировала первую в жизни заграницу, h&m стоял отдельным пунктом to visit. я намеревалась купить грузовик «хороших базовых вещей по приемлемым ценам» – такая тогда была репутация у шведского гиганта – и купила аж одно трикотажное платьице. путешествие ослепляло, но не настолько, чтобы не видеть: подавляющее большинство вещей выглядит одноразово, а где правда солидное качество, там отнюдь не низкая цена.

я была на пре-открытии h&m в Киеве, видела и щупала ассортимент. все выходные думала, почему утратила к ним интерес и почему в потреблении одежды меня заботит чуть больше чем то, чтобы мне на неё хватало. собрала несколько моментов, по которым оцениваю, какого производителя поддержать словом и деньгами.

1. этичное производство = уважение к наемному работнику
все участники процесса получают достойную оплату труда и работают по трудовому кодексу - то есть им не по 12 лет, они не пашут в три смены за гроши в сыром подвале с тусклыми лампочками. а по полу не ползают сопливые младенцы, которых не с кем оставить дома, потому что семья загнётся, лишившись хоть одного добытчика;
2. качество продукта = уважение к потребителю
когда вещь приятно держать в руках, рассматривать и носить. на пре-открытии я была в единственной своей вещи h&m – топе, который подарила коллега. он нарядный и явно долговечный (я стирала его руками, и гофре осталось первозданным).

Топ H&M

к сожалению, вещи, которые можно кому-то передать, составляют максимум 5% от ассортимента марки. я смотрела на одежду из лимитированного коллаба с GJ Baker, которая на всех бордах в метро – ну это слезы. насколько хорошо блузы выглядят на фото, настолько жалко смотреть на эту ткань вблизи или, того хуже – на просвет. по-моему, их срок жизни даже не до первой стирки, а до первого «слегка вспотел». как заметила та же моя коллега, все труднее найти вещи, в которых выглядишь привлекательно и респектабельно вживую, а не на фоточках.
3. утилизация/дальнейшая жизнь вещей = уважение к природе
я часто продаю/передаю дальше вещи, которые меня уже не зажигают. а если они не в том состоянии, чтобы радовать кого-то, отношу в контейнер «Ласки» в Оушн Плазе, откуда они идут на благотворительность. будучи в Италии, везу лишнее в & Other Stories – они ресайклят все до нитки. я не выбрасываю просто в мусор ни_че_го и уже на этапе покупки вещи прикидываю ее дальнейшие перспективы (кстати, перестала покупать косметику, где есть блестки или синтетические микрогранулы - они не тают без следа в канализации, они ещё столетиями будут кочевать по рыбьим и нашим с вами пищеводам).

у шмоточек fast fashion мало шансов надоесть владельцу быстрее, чем они придут в негодность: многое выглядит как тряпьё ещё на магазинных рейлах – можно в принципе сразу после покупки выдвигаться на свалку, успев сфотографироваться в обновке. а мне бы хотелось чего-то с бóльшим потенциалом, что не разгоняло бы колесо «заработал-купил-выбросил».
есть ещё вопросы оригиналов/копирования дизайна, но тут я недостаточно подкована. да и предыдущих пунктов хватает.
 
платье H&M, 2015 год

НО №1: бывает, что приходится экстренно купить вещь в h&m или массмаркет-побегах испанского холдинга Индитекс (zara, mango, stradivarius, bershka, pull & bear) – например, мёрзнешь в поездке и вынужден, скрепя сердце, купить шарф-чудовище из пушистого акрила или пайту с капюшоном. или те же носки! но даже, блин, в случаях спонтанных покупок я продолжаю нести за них ответственность и длить их продуктивную жизнь: сохранять достойный вид, стирать-гладить согласно указаниям на этикетке, не переводить раньше времени в ранг дачной одежды. 

балетки Zara, 2014 год 

помню, как-то на каникулах на Гарде вымокла вся моя одежда и обувь, и мне пришлось ждать открытия Zara в Вероне, чтобы купить балетки и джинсовую рубашку. я их носила потом 3 года, в случае рубашки буквально до протертых манжет.

НО №2: обходя стороной отделы с одеждой, я увлеченно копаюсь в отделах home и beauty – к косметике у меня страсть исследователя, а в home, видимо, тащит инстинкт гнездования. редко покупаю (даже косметику), но время провожу с удовольствием. 

возможно, наш h&m тоже начнёт принимать вещи на полный ресайклинг в обмен на сертификаты. эта благая инициатива легко трансформируется в круговорот хлама: принёс негодную одежду – молодец, держи скидку! потраться на новое и через месяц приноси его уже затасканным – мы снова тебя поощрим! я бы тратила такие сертификаты на home, причём на штучки из стекла или металла, которые можно переплавлять бесконечно, или на organic cotton, который хотя бы бесследно сгниет, возможно даже при нашей жизни.

пре-открытие H&M Ukraine, август 2018

Популярные сообщения