Недревний Рим: три самых красивых квартала
Когда вы истопчете и сфотографируете все арки Колизея, всех пыльных кошек на Императорских Форумах, всё джелато в Трастевере, всех чаек на Витториано, все фрески церквей, всех Цезарей и конных Гарибальди, все египетские обелиски и померанцевые деревья, по-всякому освещенный фонтан Треви, окошко в куполе Пантеона и даже замочную скважину на Мальтийской вилле - вот тогда достаньте этот текст и узнайте, где еще в Риме вдохнуть свежей красоты.
КВАРТАЛ КОППЕДЕ
Quartiere
Coppede
Квартал Коппеде - это площадь Минчо (piazza
Mincio) и пять разбегающихся от неё коридоров улиц. На беглый осмотр хватит и
четверти часа, но меня оттуда не выманишь - я готова обходить его круг за
кругом хоть в темноте, хоть в дождь, хоть в зной и ослепительный полдень.
Сто лет назад в Риме задумали создать
элитную жилую зону, и за строительство взялся флорентиец Джино Коппеде. Его
затейливый проект включал восемнадцать палаццо, двадцать шесть жилых зданий и
улицу, проложенную по диагонали. Возводили это десять лет, однако ленточку
разрезал другой архитектор - к концу строительства Коппеде тяжело заболел и не
выдержал операции на легких. В память о нём остались дворцы в Генуе, Мессине,
Тоскане - и этот лоскут странной, вычурной и завораживающей архитектуры.
Мы каждый раз проникали с задворков, а парадно
входить в Квартал следует под Хабанеру с улицы Тальяменто (Via
Tagliamento), через мавританскую арку. Стоя перед ней, уже можно представить
размах творческой мысли Коппеде, поёжиться и настроить зум - ловить
многоугольную, асимметричную, эклектичную красоту этого места.
Из-под арки видна площадь Минчо (Piazza
Mincio): Фонтан Лягушек и позади него Вилла Фей (Villine delle Fate).
На нижнем ярусе Фонтана Лягушек
четыре пары фигур гнутся под тяжестью раковин с громадными земноводными,
еще восемь квакуш помельче расселись на краю верхней чаши. И это редкий образец симметрии и
геометрической гармонии в квартале - другие объекты ни с чем не рифмуются и
порой имеют причудливо изломанную форму. Например, Palazzi degli Ambasciatori,
Посольские дворцы по обеим сторонам мавританской арки.
Кстати, в Коппеде и правда сидят послы
Боливии, Марокко и ЮАР, и когда-то размещалось посольство Польши. Еще там есть
научный лицей им. Амедео Авогадро (да-да, который число Авогадро), кроме того,
квартал жилой, и недвижимость там заоблачно дорогая - мне вряд ли хватит даже
застеклить форточку.
Palazzo del Ragno - Дворец Паука. Почему паука? Смотрим ниже |
Не видно? А так? |
Декоративных элементов на фасадах в
изобилии: орнаменты, фрески, лица-маскароны, барельефы, изразцы, скульптуры
небожителей и животных, ковка etc, - но они как-то непостижимо размещены, общий
сюжет не проследить. Мне кажется, именно эта избыточность и хаотичность
украшений плюс "кондитерская" палитра (от тростникового сахара до
терракоты) придают кварталу вид пряничный и фантастичный, как сказки братьев
Гримм.
Внезапно_поняла №1: мои любимые места
Киева - здания, спроектированные Владиславом Городецким. Всех гостей веду в
первую очередь не в Лавру, Певчее поле, ботсады или на Андреевский, а к Костёлу
Святого Николая, к Дому актера или Дому с химерами. Как раз на днях ходила на
Банковую (сейчас вход только для официальных экскурсий), и, приклеившись к
прутьям ограды, разглядывала носорогов, сомов и русалок. Поняла, что в Коппеде
витает тот же дух джуманджи. Кажется, лунными ночами фасады домов в Киеве и
Риме оживают и шевелятся, фигуры просыпаются и живут, исполняют какой-то древний сценарий, пока города спят.
Внезапно_поняла № 2: из всех переводов
русской литературы, что нашлись в La Feltrinelli, я выбрала для римского друга
(который и привез меня однажды ночью в Coppede), сначала "Мастера и
Маргариту", потом "Петербургские повести" Гоголя (там где
"Нос", "Шинель", "Портрет" и т.д.). Его увлекло.
Еще бы - кажется, магический реализм и есть наша точка пересечения.
Как добраться: пешком от метро Libia или
соседней станции Sant'Agnese/Annibaliano (Сант Аньезе Аннибалиано, ммм, песня).
ЕВРЕЙСКОЕ ГЕТТО
Ghetto ebraico
Если не идти в гетто целенаправленно,
его запросто упустить, бегая между Авентинским и Капитолийским холмами, которые
аж мигают красным от обилия туристических must see. Чтобы такого не случилось, мануал:
- выходим из метро на станции Circo Massimo (Круглый Максим Большой цирк);
- фокусируем взгляд на развалинах
амфитеатра, думаем: «Ёлки! Это что – Колизей?»;
театр Марцелла в январе... |
- сверяемся с путеводителем, узнаём, что это театр Марцелла – построен в 12
году н.э., а Марцелл – чуть менее прославленный, чем Октавиан Август, племянник
Юлия Цезаря;
...и в мае! |
- вытираем пот со лба, чувствуем себя
песчинкой перед лицом Истории;
- на полусогнутых идем по дорожке
между театром и кхм-кхм Храмом Аполлона (три колонны справа – все что осталось);
- поворачиваем и поднимаемся по лестнице,
когда тропинка позовет;
найдите меня |
- выходим на Via del Portico di Ottavia – улицу Портика Октавии;
- всё, мы в гетто. ФОТОГРАФИРУЕМ
ПОРТИК! Я второй раз забываю.
Помимо того, что гетто – маленький,
но светлый, просторный и жизнерадостный квартал, здесь можно отведать кошерных лакомств.
Зимой в одной из кондитерских еврейские мамы готовили bombette – шарики во фритюре из мацы,
апельсинов, изюма и чего-то еще изумительно вкусного. В мае я тащила римского
хоста за обе руки, толкала и поторапливала, чтобы поскорее купить еще bombette, но еврейская мама нас огорчила, что
сегодня не Domenica. Пришлось купить корзинки с фисташковым кремом и миндальными
хлопьями (не то!). Заведение вот:
Немного углубившись, мы выйдем к изящному
Фонтану Черепах на миниатюрной piazza Mattei.
Друг рассказывал мне легенду, как
один азартный герцог из рода Маттеи перед свадьбой проигрался в пух и прах.
Будущий тесть нахмурил брови и провозгласил, что никогда его дочь не сядет за баранку этого пылесоса не выйдет за
нищеброда. Задетый жених сказал, что он утратил имущество, но не могущество, и
раз потерял все за одну ночь, то сдюжит и создать за ночь что-нибудь чудесное – а утром под окнами палаццо красовался фонтан.
Шокированный тесть дал согласие на брак, а герцог приказал замуровать окно, из
которого показывал фонтан, чтобы не вспоминать пережитое оскорбление. Видите,
слева то окно )
Более достоверный факт из фонтановой
биографии – то, что его упоминает Бродский в поэме «Пьяцца Маттеи»:
Я пил из этого фонтана
В ущелье Рима
Теперь, не замочив кафтана,
Канаю мимо.
Дальше там о ветреной Микелине в пикантных деталях, и это по-своему откликается, но отпечатался каждым словом вооот этот фрагмент:
Не в драчке, я считаю, счастье
в чертоге царском,
но в том, чтоб, обручив запястье
с котлом швейцарским,
остаток плоти терракоте
подвергнуть, сини,
исколотой Буонаротти
и Борромини.
Спасибо, Парки, Провиденье,
ты, друг-издатель,
за перечисленные деньги.
Сего податель
векам грядущим в назиданье
пьет чоколатта
кон панна в центре мирозданья
и циферблата!
Эх.
))
))
Как добраться: метро Circo Massimo
УЛИЦА МАРГУТТА
Via Margutta
Раньше я почему вредный был - потому что не любил Площадь Испании. Казалось, все дети СНГ съезжаются туда, чтобы ныть и вопить, папы - чтобы отчитывать их во всю
В общем, оценив
единожды, как датские футбольные болельщики в сердцах разгрохали лодку Бернини,
я бы на Площадь Испании больше не возвращалась, нооо мироздание а)
поместило там бутик Acqua di Parma б) неподалеку проложило коротенькую, как
платье 20-ых годов, бесшумную и насквозь богемную улочку - via Margutta.
Изначально на
улицу Маргутта выходили задние дворы более фешенебельной виа Бабуино; там жили
ремесленники, конюхи и всякие подмастерья. В средние века улицу заселили
приезжие художники, открылись мастерские резчиков по мрамору, студии и лавки. А
в двадцатом веке на via Margutta жили Джанни Родари, Федерико Феллини и
Джульетта Мазина, актриса Анна Маньяни.
А в мае 2016 -
заслуживающий внимания момент - мы с другом и его собакой сели передохнуть во
дворе одной из мастерских... и славно задремали втроем. Немудрено - там
тихо, светло, зелено и легко-легко дышится.
Как добраться: пешком от Площади Испании (метро Piazza di Spagna) через Via del Babuino
Делитесь вашими любимыми местами в Риме :)